Герб посёлка Шексна

общественно-новостной ресурс Шекснинского района

поселок Шексна


Шексна. 19 век.

В начале ХIХ столетия река Шексна стала составной частью Мариинской системы, а с прорытием Северодвинского канала получила выход к Кубенскому озеру и ко всему Северодвинскому бассейну. До сооружения Рыбинского гидроузла Шексна впадала в Волгу напротив города Рыбинска. Длина ее равнялась 445 километрам. В верхнем течении, особенно от Иванова бора до деревни Бурково, на протяжении более ста километров река была очень порожистой. Вот почему встал вопрос о е шлюзовании. В 1890—1896 годах были сооружены шлюзы в Черной Гряде, Ниловцах и Деревеньке. Подпор плотик при этих шлюзах дал возможность поддерживать постоянный уровень воды в межшлюзовых бьефах и в Белом озере. По Шексне, как в свое время и по Волге, баржи тянули бурлаки. Этих людей здесь именовали «путинными». Со временем судоходство совершенствовалось. Постепенно «путинные» стали заменять конной тягой. По бечевнику, протоптанному вдоль реки, тянулись вереницы лошадей. В 70-х годах прошлого столетия вводится туэрная тяга. По дну реки были проложены металлические цепи и поставлены туэры. Туэр представлял собой паровое бесколесное судно с металлическим корпусом. На палубе устанавливались лебедки, которые приводились в движение паром. Для удобства передвижения в противоположные стороны кормовая и носовая части по конфигурации были одинаковыми и управлялись рулевыми колесами. Наматывая на барабан лебедки цепь, туэр двигался вперед и тащил за собой против течения б—7 барж с грузом до 140—1б0 тонн в каждой со скоростью 2—3 километра в час. Но туэрная тяга себя не оправдала. Из-за извилистости реки суда-бурлаки не могли конкурировать с более дешевой конной тягой. Впоследствии цепи были вынуты из воды, а туэры переделаны в буксирные пароходы. Одновременно развивалось пароходное движение. Первый пароход под названием «Смелый» прошел по Шексне в 1860 году. Это было однопалубное колесное судно, построенное в Череповце, на судоверфи Милютина. Появление его наделало много шума, охотников покататься оказалось немного, боялись нечистой силы, которая двигала судно. Чтобы привлечь пассажиров, хозяева не только сделали проезд бесплатным, но и ставили угощение во время поездки. Медленно люди привыкали к новшеству, оценили пользу чудо-баржи. Предприимчивый коммерсант Милютин добился разрешения на право открыть судоходную линию между Череповцом и Рыбинском. Через несколько лет пароходное движение открылось и в верховьях реки. Пароходы курсировали от Череповца до пристани Чайка. Здесь же, у входа в Белозерский канал, пассажиры пересаживались на другие суда. Вслед за первым пароходом появились двухпалубные “Николай”, “Мария”, “Крестьянка”. А в 1903 году прошло нефтеналивное судно “Вандал” с двигателем, похожим на современные. В этот период вблизи устья Углы была установлена пристань с названием “Устье-Угольское”. Около пристани обосновался купец первой гильдии Баранов. Рядом Репин построил дом, магазины, складские помещения, поставил рубленые торговые ряды. С появлением петербургского купца стало широко развиваться купечество из местных торговцев. Напротив пристани развивал свою торговлю нифантовский купец Спиридонов. Сам же Баранов не ограничивался одной торговлей товарами. Он построил мельницу на реке Угле около нынешней деревни Митенино и разбил прекрасный парк. В 40-х годах мельница была разрушена, в доме расположилась Лукинская школа. В годы Советской власти на отдельных участках реки проводились дноуглубительные работы. Но одно это не могло обеспечить нормального судоходства. Как и прежде, пароходы и баржи часто садились на мель. В 1941—1945 годах, когда сформировалось Рыбинское водохранилище, долина реки от устья на протяжении более трехсот километров была затоплена. Благодаря подъему уровня в новом море, прежние мелководные участки сделались судоходными. Вторым важным этапом в реконструкции Шексны явилось сооружение Череповецкого гидроузла. Мощная плотина, перегородившая реку, обеспечила подъем уровня в верхнем бьефе более чем на одиннадцать метров. Теперь Шексну не назовешь уже рекой. Вдоль ее извилистого русла разлилось водохранилище, и люди нарекли его морем. Да оно и в самом деле напоминает море. Бурное своенравное, с крутыми волнами и взмывающими над ними чайками. По данным Гидропроекта, площадь Череповецкого водохранилища при полном наполнении составит более 53 тысяч гектаров. Длина его, включая Белое озеро и нижний участок реки Ковжи, на который распространился подпор Череповецкого гидроузла, равна 265 километрам. Общий объем воды в его чаше достигнет шести с половиной миллиардов кубометров.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

 

Сайт управляется системой uCoz