|
Шексна. 20 век.Строительство в 1904-1905 годах железной дороги Вологда - Петербург повлекло за собой и строительство села Никольского, ставшего станцией. В километре от села был построен вокзал с маленьким залом, таким же небольшим багажным отделением, водонапорной башней для заправки паровозов. Железная дорога связала наш край с уездным Череповцом, с Вологдой и Петербургом. В этот период начала развиваться почтово-телеграфная связь. После 1917-го года в селе была земская школа на пятьдесят учащихся. Преподавал учитель Орлов В.П. и местный священник Голубев Н.М. В земской больнце справлялись одна фельдшерица, медицинская сестра и санитарка. Больница открылась после того, как из этого помещения, называемого питейным, перевели кабак на главную улицу, в дом Тяпушкина, отведя под неё нижний этаж (дом сгорел 22 октября 2004года). После 1918 года начинается перестройка села. Устье-Угольский волисполком возглавлял тогда С.В. Кузнецов. Под его руководством были устранены крупные торговцы и землевладельцы. Их имущество перешло в собственность государства. Дом купца Баранова, стоявший на берегу реки, отошел волостному военному комиссариату, дом Репина - кредитному обществу, дом Лохичева - нардому. В1925 году село стало центром объединенных волостей. В 1930 году частная торговля была заменена кооперативной, в 1932 году появились рынки. Новый этап строительства начался с воздвижения в 1931 году двухэтажного здания исполкома, долгое время в нем располагалось терапевтическое отделение ЦРБ. От него потянулись Пролетарская, Комсомольская и Исполкомовская улочки. На юге села по-прежнему оставались поля селян, засеянные рожью, овсом, ячменем. За последующие пять лет пашня застроилась домами, было построено двухэтажное здание райвоенкомата, госбанка, школа-десятилетка, баня, электростанция. В 1937 году появилась улица, именуемая теперь Покровского, здесь же был построен больничный корпус на 35 коек, амбулатория, родильное отделение, жилой дом для врача Юдаева и медицинских работников. На Исполкомовской появились здания общепита, типографии и редакции, районного отделения связи, здание районного отделения милиции, пищепрома. В эти же годы застраивались Пролетарская, Социалистическая, Колхозная (ныне Гагарина) и Шекснинская улицы. В этом же году техник-строитель райисполкома Белов получает задание свалить колокольню с крыши церкви, а здание оборудовать под дом культуры. Через дорогу строится универмаг. К 1940 году на углу Пролетарской и Колхозной появился современный магазин, вниз от магазина - пожарное дело, столовая,- двухэтажное здание школы рабочей молодежи. На углу Советской и Колхозной построен интернат для школьников, в нем в годы войны располагался лагерь для военнопленных. Напротив столовой стоял механизированный маслозавод, около него - дома работников. К концу 30-х годов начинается интенсивное строительство предприятий местной промышленности и жилья: промкомбината, промартелей, выпускающих валенки, сани, корзины, колеса, телеги. В 1940-1941 годах начинается строительство государственного значения - Волго-Балта. В трех километрах от села возводится гидроэлектростанция, на Барбачевском болоте ведется рубка леса, прокладывается лежневая дорога, железнодорожная ветка, роются каналы, строятся складские помещения, жилые бараки, магазины. Подготовлен котлован под ГЭС, поставлена арматура для гидростанции и основания шлюза. С началом войны стройка была заморожена, и в первые дни на территории «Волго-Балтстроя» формируется 998 стрелковый полк 286 дивизии. В годы войны район считался прифронтовым. В первые два года, сюда ежедневно наведывались вражеские самолеты. В двухэтажном здании Пришекснинской школы оборудован госпиталь, в помещен редакции и типографии был госпиталь для эвакуированных больных блокадного Ленинграда. Промышленные предприятия и артели были перестроены на выпуск военной продукции. Промкомбинат выпускал специальный обозный транспорт, заготовки для лыж, ружейных ложей. Артели «Культура» и «Промкооператор» шили верхнюю одежду, белье, обувь. Через железную дорогу по реке шли военные грузы, поселок охранялся зенитной батареей. В послевоенный период развертывается строительство гидроузла, а вместе с ним промышленных и культурно-бытовых объектов, райпромкомбинат реконструируется в деревообрабатывающий завод, открываются новые мощности нефтебазы, перестраивается льнозавод, механизируются кирпичный и маслозаводы. Появляются здания из кирпича: дом специалистов на улице Октябрьской, коммунальная баня, здание Усть–Угольской средней школы на 800 мест. 16 декабря 1954 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР село Никольское переименовано в рабочий поселок Шексна. Строительство стало более интенсивным. На месте старого деревянного ДОЗа встали кирпичные корпуса обозного, столярного, лесопильного цехов, расширялось производство завода «Музлесдрев». В 1962-1965 годах в районе строительства ГЭС появились многоквартирные дома для строителей и эксплуатационников, причал, больница водников, детский сад магазины, административное здания района гидросооружений. 15 июня 1963 года открылись ворота шлюза №7, и вода рукотворного моря поднялась на 13 метров. По каналу через шлюз пошли суда, а путь им открыл теплоход “Менделеев”. На Шекснинском гидроузле киностудия “Ленфильм” снимает киноповесть «Не придуманная история о работе и жизни участников стройки». В конце 60-х заканчиваются работы по монтажу турбин, и Шекснинская ГЭС дает ток. В новом микрорайоне строится средняя школа на 1100 мест, клуб “Энергия”, многоквартирные дома. Е это время в южной части строится новое здание школы, административного здания, столовой и магазинов. В центре открылась заправочная станция, поселковый совет, гостиница. За это время неузнаваемым стал район Барбач, где в 20-30 годах жители поселка собирали грибы, ягоды, а на проселочных дорогах в Запогостье и Лютчике ломались в колеях колеса и телеги. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
|
2007 Rekmaster (c)
|