|
|
Деревня Братково
Поселение Братково существует много веков. На его территории существует курган. Его называют Елданским (по другой версии Ялданским).
В 30-е годы около него были выпаханы шлем и панцирь, а позднее -наконечник стрелы (сохранился только последний).
Существует мнение, что курган так назван в честь наместника Золотой Орды Елдана (Ялдана). За насилие и грабежи он был убит местными жителями. Когда об этом происшествии узнали в стане татар, на поселение был сделан набег и все жители сожжены. Наместник был похоронен, как было принято с возведением могильной насыпи — кургана.
Если ранней весной проезжать от Шексны в сторону Вологды, то вдали, с правой стороны, можно увидеть очень красивое здание. Стоящее на вершине холма, оно хорошо просматривается с окрестных полей. Приближаясь к зданию нетрудно заметить, что оно напоминает в миниатюре небольшую крепость: со сторожевыми башнями и бойницами в них, маленькими башенками по краям и все они с зубчатыми завершениями. А каменные ограждения крыши придают зданию праздничный, торжественный вид.
Правда, время не пощадило здание: разобрана юго-восточная башня, исчезло парадное крыльцо и многие украшения, значительно изменена внутренняя планировка. И только с помощью старожилов удалось взглянуть на внутренний, первоначальный облик, задуманный архитектором.
В центре здания — парадная лестница на второй этаж, в двух угловых башнях — винтовые лестницы, какие применялись у нас разве только в колокольнях церквей. Две большие (одна над другой) круглые комнаты. С южной стороны в центре здания два, один над другим, зала. С нижнего выход на крыльцо, а далее широкая лестница для спуска в парк, в центре которого пруд с островом. На острове беседка.
Здание первоначально отапливалось двумя княжескими или царскими печами. Сами печи находились в подвале, там же была и поварня, а на первый и второй этажи теплый воздух поступал через отдушины. Вероятно, имелись камины. Все это вместе говорит о том, что это не простое строение, а имение богатого провинциального помещика.
Можно предположить, что этот дом был построен в середине XV111 столетия, примерно в елизаветинские времена.
Известно, что во второй половине XVIII века усадьбой Братково владел подполковник Степан Григорьевич Бердяев. Вероятно, именно, он и построил это имение. Чрезвычайно любопытные сведения о Бердяеве имеются от 1770-х годов, когда была перенесена Елданская церковь из села Никольского в Братково.
Эта история начинается в 1773 году, когда Николаевская Елданская цер¬ковь со многими постройками сгорела. На место приехал благочинный и обнаружил среди пепелища один деревянный сарай, который прихожане предложили временно переоборудовать под церковь. Батюшка походил, подумал и направился в близлежащую помещичью усадьбу. В этом же году С. Г. Бердяев пишет прошение к Вологодскому и Белозерскому архиепископу Иринею о постройке каменной Елданской церкви в селе Братково. И получает на строительство благословенную грамоту.
С получением грамоты Бердяев берет собранные священниками (явно недостаточные) средства и приступает к строительству храма. Церковь им строится, как своя домовая. Как сообщает легенда, из усадьбы в храм имеется подземный ход метров 50. Бердяевы могли посещать церковь не выходя на улицу. Но со смертью помещика строительство обрывается.
Старший сын подполковника, лейб-гвардии сержант Николай Бердяев не спешил продолжать отцовское дело. На приходском собрании помещики и крестьяне постановили о постройке деревянного храма на прежнем месте в с. Никольском, потребовали от Бердяевых отчета за церковные средства и составили жалобу в Вологодскую консисторию, а затем и в Санкт-Петербург. На место приезжает представитель вологодского владыки и разобравшись, предлагает Бердяевым завершить строительство.
Берется исполнить волю отца другой сын, совсем еще молодой Лев Степанович, и в 1785 году строительство церкви в с. Братково было завершено. Владелец сельца Н. С. Бердяев уезжает в столицу и продает свое имение помещикам Кандалинцевым, последние изредка бывали в поместьи. А надворная советница Парасковья Петровна Кандалинцева в свою очередь продает поместье в 1834 году поручику Николаю Ендогурову. Дворяне Ендогуровы впоследствии писались Эндоуровыми. Но к восстановлению поместья приступил только его сын - гвардии полковник и кавалер Иван Николаевич Эндоуров. Кроме этого, он в 1841 году основал сыроварню (вторая в крае, после Погореловской, основанной в 1835 году). Для организации сыроварения он выписал мастеров из Швейцарии. Братковская сыроварня процветала. Самым сложным было доставка товара. Сыр возили на лошадях в Вологду, Ярославль и Рыбинск.
После смерти Ивана Николаевича Эндоурова его сын, Алексей Иванович, сдает сыродельню в аренду одному из пионеров маслоделия в крае Василию Ивановичу Блантову. Они вместе с Николаем Васильевичем Верещагиным переоборудовали завод и, кроме сыров, стали выпускать масло. На месте организовали небольшую школу практического животно¬водства и маслоделия. В 1875 году производилось 800 пудов сыра и 100 пудов масла. В 1880-е годы помещик сам занимается маслоделием, а в 1895 году организует одну из первых в крае Братковскую маслодельческую артель.
К сожалению, до наших дней многое не сохранилось, а ведь Братковское, несомненно, было одним из лучших в нашем крае имением.
Последний владелец поместья Эндоуров, уже будучи не молодым женился на учительнице и вскоре умер. Вдова вышла замуж за вологодского губернатора, продала имение и. уехала в Санкт-Петербург. Имение стало казенным.
Около имения во времена его постройки был разбит парк-дендрарий, насчитывающий и сейчас десятки пород редких кустарников и деревьев. Аллеи парка в основном липовые. Сам парк имеет строгую геометрическую форму, четко ориентирован по сторонам горизонта. Чуть ниже был пруд с терассой и купальней. После революции пруд был спущен, а рыба выловлена.
В конце деревни Братково ныне установлен крест, а рядом с ним две надгробные плиты без могил. На одной отчетливо высечено Николай Иванович Эндоуров, родился 21 декабря 18... года, скончался 27 января 1890 года, а на второй - Наталья Алексеевна Эндоурова, родилась... 1810 года, а вот последние цифры 18... года, когда скончалась, не очень отчетливые.
Поклонный крест на месте бывшей Никольско-Елданской приходской церкви появился в 2002 году. Ее после войны взорвали - понадобился кирпич, для строительства Чебсарского льнозавода. Но святое здание было построено так, что кирпич лопнет, а соединение нет, поэтому, вернее всего, ни одного кирпича в дело не пошло. Место, куда прихожане много лет ходили молиться Богу, заросло травой и кустарником. Только вот память людская не смогла зарасти. Предложение об установлении поклонного креста было поддержано руководством района. За изготовление креста по эскизу из журнала взялся Иван Иванович Малашеня. Крест установили, обложив его камнями и зацементировав. Стоит он как раз на месте паперти.
Теперь о надгробных плитах. Как обычно, возле церкви располагалось кладбище. И как раз рядом с входом по обе стороны были могилы членов семьи Эндоуровых, чья усадьба до сих пор хорошо сохранилась и привлекает любителей старины. После революции, когда начался разгул вандализма, могильные плиты решили использовать для нужд строительства социализма. И ни много, ни мало, определили их под фундамент нового здания сельсовета. Однако красный флаг недолго развевался над ним. В один из дней оно вспыхнуло, как свечка, и сгорело. А дальше строится колхозная контора, и вновь могильные плиты идут под углы здания. Только и оно долго не послужило. Сгорело. Второй пожар подряд уже вызвал раздумья, и плиты вывезли за бывшую барскую ригу. Там они и пролежали до наших дней. В этом году их решили вернуть туда, откуда много лет назад их взяли. Они лежат примерно на том месте, где и раньше, только прежде они "смотрели" на деревню, а теперь на дорогу.
Усадьба Эндоуровых до сих пор поражает своей величественностью, Раньше туда отправлялись толпы любопытствующих. Не раз ее обследовали школьники. Сейчас же внутрь усадьбы не попасть, так как это теперь частная собственность. Принадлежит она предпринимателю Желтову. Александр Сергеевич купил это здание и хотел восстановить его, как архитектурный памятник 18 века. Был укреплен фундамент и покрыта крыша железом, приготовлены рамы, но их установить уже не получилось. Стоит усадьба с заколоченными окнами и дверями.
|